Вторник, 19 июня

3 Цар (1 Reg) 21, 17-29; Пс 51; Мф 5, 43-48

После смерти Навуфея было слово Господне к Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии; вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришёл, чтобы взять его во владение; и скажи ему: «так говорит Господь: ты убил, и ещё вступаешь в наследство?» и скажи ему: «так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь». И сказал Ахав Илии: нашёл ты меня, враг мой! Он сказал: нашёл; ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа. Вот, Я наведу на тебя беды, и вымету за тобою, и истреблю у Ахава мочащегося к стене и заключённого и оставшегося в Израиле. И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама, сына Наватова, и с домом Ваасы, сына Ахиина, за оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввёл Израиля в грех. Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрёт у Ахава в городе, того съедят псы; а кто умрёт на поле, того расклюют птицы небесные. Не было ещё такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель. Он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело своё вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. 3 Цар (1 Reg) 21, 17-29

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 51

Припев: Господи, помилуй, все мы согрешили.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, *
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, *
и от греха моего очисти меня.

Ибо беззакония мои я сознаю, *
и грех мой всегда предо мною.
Тебе, Тебе единому согрешил я, *
и лукавое пред очами Твоими сделал.

Отврати лицо Твоё от грехов моих, *
и изгладь все беззакония мои.
Избавь меня от кровей, Боже, †
Боже спасения моего, *
и язык мой восхвалит правду Твою.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный. Мф 5, 43-48

«благословляйте проклинающих вас»

 В первом сегодняшнем чтении говорится о прощении, что необычно для древней культуры, для людей, живущих во времена Ахава и пророка Илии.  Господь прощает раскаявшегося Ахава, хотя он и был Ему врагом, а раскаяние Ахава наступает после проповеди Илии.  Необычный круг милости и прощения появляется там, где на первом месте стоит обычно сила, наказание, месть.

Евангельские заветы говорят нам о необходимости прощать врагов, и о том же– сегодняшнее евангельское чтение. Прощать врагов, тех,  кто тебя обижает или просто неласков, очень трудно. Каждому из нас хочется, прежде всего, общаться с тем, кого любишь и кто любит тебя,  с тем, кто тебе близок и приятен, кто разделяет твои взгляды на мир и людей. Но трудно не признать, что в большом мире вокруг нас гораздо больше тех, кто нас не любит, или, скорее, просто равнодушен к нам.  А уж если  складывается ситуация, когда по какому-либо признаку резко противопоставлены «они» и «мы», то конечно,  хочется отгородиться от «чужих» и говорить, какие «они» плохие, и как мы их ненавидим. Но ведь и «они» ведут себя точно также. В завете возлюбить врагов и молиться о них заложена программа для изменения человечества. Те, за кого мы молимся, перестают быть для нас «чужими», «врагами». И за нас тоже молится кто-то, кто мог бы желать нам зла и ненавидеть, но поменял свои намерения. Так постепенно все люди оказываются вовлечены в круг заботы друг о друге, молитвы друг за друга. Конечно, понадобится очень много времени, чтобы на земле воцарилась именно такая молитвенно-любовная взаимозависимость людей. Но каждый может начать прямо сейчас, встав на колени или просто обратившись к Господу в мыслях с молитвой за того, о ком вот  в эту минуту думать неприятнее всего…

Russian