Вторник, 13 февраля

Иак 1, 12-18; Пс 94; Мк 8, 14-21
 
Возлюбленные: Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Иак 1, 12-18
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 94
 
Припев: Блажен, кого Ты учишь, Господи Боже.
Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, *
и наставляешь законом Твоим,
чтобы дать ему покой *
в бедственные дни.
Припев: Блажен, кого Ты учишь, Господи Боже.
Ибо не отринет Господь народа Своего *
и не оставит наследия Своего.
Ибо суд возвратится к правде, *
и за ним последуют все правые сердцем.
Припев: Блажен, кого Ты учишь, Господи Боже.
Когда я говорил: «колеблется нога моя», — *
милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
При умножении скорбей моих в сердце моём, *
утешения Твои услаждают душу мою.
Припев: Блажен, кого Ты учишь, Господи Боже.
 
В то время: Ученики Иисуса забыли взять хлебов, и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Ещё ли не понимаете и не разумеете? ещё ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырёх тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь. И сказал им: как же не разумеете? Мк 8, 14-21
 
«никто не говори: «Бог меня искушает»»
 
В первом сегодняшнем чтении апостол Иаков предостерегает : нельзя говорить, что Бог искушает нас. На первый взгляд, это кажется странным, так как любой человек время от времени впадает в то или иное искушение. Мы то приврем, то воспользуемся чем-то не совсем своим, то посудачим о ком-то, кто делает что-то не так… Это самые обыденные наши грешки, бывают и хуже, Никто из нас не свят, а те, кто удостоен святости сейчас, на небе, по их собственным признаниям, были искушаемы на земле. Слова апостола Иакова говорят нам о том, как относиться к искушению. Не Бог посылает искушение, наша человеческая природа, искаженная первородным грехом, падка на искушения. А вот как мы ответим на искушение – это зависит от нас. И это – испытание от Бога. Он позволяет нам столкнуться с искушением, чтобы мы могли преодолеть его, чтобы могли раскрыть лучшие стороны своей личности. Никто не знает, на что он способен, пока не столкнется вплотную с трудной ситуацией. Останемся ли мы честными, если выбор между ложью и правдой будет означать выбор между жизнью и смертью, или, хотя бы, между жизнью в нищете и жизнью в достатке? А если речь идет о жизни не моей собственной, а моих близких? Искушение – это ситуация выбора, и Господь дает каждому из нас возможность сделать этот выбор, показать, какие высокие и благие способности есть в каждом из нас. Но тут нас подстерегают две опасности, о которых говорит в сегодняшнем евангельском чтении Иисус: «Берегитесь закваски Иродовой и фарисейской». Закваска Иродова – это выбор зла ради мнимого облегчения своей жизни – выбор лжи, выбор корысти, выбор убийства. Но если этот соблазн преодолен, то очень велика опасность, что в нас заговорит закваска фарисейская, закваска самолюбования и лицемерия. Как легко приписать все именно себе: я такой благочестивый, я такой бескорыстный. Я такой умный и сильный… А уж какой я смиренный, никого нет смиреннее меня! И мы забываем, что это Бог позволил нам сделать лучший выбор, что только опираясь на Него мы смогли победить искушение и отвернуться от темной стороны нашей природы.
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 84
Припев: Как вожделенны жилища Твои, Боже.
Истомилась душа моя, желая *
во дворы Господни;
сердце моё и плоть моя восторгаются *
к Богу живому.
Припев: Как вожделенны жилища Твои, Боже.
И птичка находит себе жильё, †
и ласточка гнездо себе, *
где положить птенцов своих,
у алтарей Твоих, Господи сил, *
Царь мой и Бог мой!
Припев: Как вожделенны жилища Твои, Боже.
Блаженны живущие в доме Твоём; *
они непрестанно будут восхвалять Тебя.
Боже, защитник наш! *
Приникни и призри на лицо помазанника Твоего.
Припев: Как вожделенны жилища Твои, Боже.
Ибо один день во дворах Твоих *
лучше тысячи.
Желаю лучше быть у порога в доме Божием, *
нежели жить в шатрах нечестия.
Припев: Как вожделенны жилища Твои, Боже.
 
В то время: Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрёт». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное. Мк 7, 1-13
 
«люди сии чтят Меня устами»
 
В сегодняшнем евангельском чтении мы снова видим противопоставление внешней обрядовой формы и сути веры. Учеников Христа обвиняют в том, что они едят немытыми руками., а обычай омовения рук и принадлежностей для еды имел для иудеев очень важное значение. Быть может, когда-то этот обычай спас их от вымирания в пустыне – благодаря чистоте они убереглись от кишечно-желудочных эпидемий. … Но это было раньше, а сейчас, когда фарисеи упрекают Иисуса, обычай стал просто обычаем, формой без содержания. Примечательно, что Иисус не останавливается на том, чтобы просто показать, как выхолащивается содержание из обряда. Он приводит пример того, как «предание», то есть человеческое толкование Божьих установлений, впрямую противоречит Божьим заповедям. Особенно негодует Он потому, что нарушается заповедь о почитании родителей. Вспомним, что даже на кресте перед своей земной кончиной Иисус вспоминает о том, что его мать осталась одна и поручает ее заботам своего ученика!
Но слова Иисуса заставляют нас задуматься вот о чем. Превращение обряда в форму без содержания – это не безобидная привычка слишком суровых ревнителей веры. Подмена сути веры внешним обрядом говорит о том, что мы просто соблюдаем что-то, не понимая, зачем это нужно. Мы неизбежно делаем и следующий шаг – извращение Божьей заповеди, превращение заповеди в ее противоположность. Об этом нельзя забывать. Нам, например, часто кажется, что кто-то из окружающих недостаточно набожен, плохо соблюдает пост, не так одет в церкви, молится не по правилам… И мы делаем замечание, мы обижаем человека. А если это кто-то, только что пришедший к вере, то еще и отвращаем его своими резкими словами от Бога. Это происходит как бы случайно, «из лучших побуждений», но такая подмена неизбежна, если мы свое человеческое «предание», свою гордыню, ставим выше Божественной Заповеди и Божественной Любви.
Russian