среда, 22 ноября

2 Макк 7, 1. 20-31; Пс 17; Лк 19, 11-28
 
В те дни: Случилось, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царём есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Наиболее достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь её сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке, и говорила им: я не знаю, как вы явились во чреве моём; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы. Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который ещё оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почётные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал её посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений, она согласилась уговаривать сына. Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя моё, посмотри на небо и на землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего и что так произошёл и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих, и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими. Когда она ещё продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. Ты же изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих. 2 Макк 7, 1. 20-31
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 17
Припев: Пробудившись, буду наслаждаться Богом.
Услышь, Господи, правду мою, *
внемли воплю моему,
прими мольбу *
из уст нелживых.
Припев: Пробудившись, буду наслаждаться Богом.
Утверди шаги мои на путях Твоих, *
да не колеблются стопы мои.
К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; *
приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
Припев: Пробудившись, буду наслаждаться Богом.
Храни меня, как зеницу ока; *
в тени крыл Твоих укрой меня.
А я в правде буду взирать на лицо Твоё; *
 
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Припев: Пробудившись, буду наслаждаться Богом.
В то время: Иисус сказал притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и окружающие думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его, и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами». И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл. Пришёл первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришёл второй и сказал: «господин! мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «и ты будь над пятью городами». Пришёл третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок. Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Господин сказал ему: «твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» И сказал предстоящим: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «господин! у него есть десять мин». «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною». Сказав это, Он пошёл далее, восходя в Иерусалим. Лк 19, 11-28
 
«и ты будь над пятью городами»
 
Притча о талантах—это не только притча о том, как воплотить то, что вложено в нас Богом, но еще и притча о смирении, о «верности в малом».
Часто именно желание успеха и достижений не дает нам приносить тот плод, которого хочет от нас Господь. Мы можем заниматься чем-то очень нужным, но если наши внутренние ресурсы при этом остаются незадействованными, то и на хорошем месте можно принести вред. Врач без такта и чуткости к страдающим людям, как и учитель без любви к детям, не выдерживают искушения властью, начинают манипулировать чувствами тех, кто от них зависит. Художник, лишенный чувства прекрасного, калечит наш вкус, как и музыкант, который ищет дешевого успеха.
Мы живем в мире подмен, где люди, перестав искать Бога, становятся равнодушными и к своему предназначению в мире. Да и сами мы, верующие, часто совсем не отличаемся в этом от окружающих... Но еще хуже, если в судорожном поиске своего «великого» предназначения, мы мечемся, отмахиваясь от своей ответственности здесь и сейчас, или же берем на себя то, к чему вовсе не призваны.
Господь призывает нас быть «верными в малом», говоря о том, что плод будет гораздо больше, чем мы можем себе представить—он поставит нас над пятью или «десятью городами». Мы не можем знать, как отзовется наше малое добро, как и где прорастет «горчичное зерно», посеянное на Божьем поле...
Нужно смирение и мужество, чтобы согласиться вложить в «дело» таланты, данные Господом. Речь идет не только о наших способностях, но и тех скрытых возможностях души, которые Господь раскрывает постепенно. Но, если мы идем путем молитвы и деятельной любви, мы постепенно нащупаем именно свой путь.
Человек, скрывший свой «талант» в землю, - это тот, кто надеется прожить жизнь, ничего не вложив. Он лишен чувства ответственности, и ставит себя в положение жертвы. Называя господина жестоким, он пытается манипулировать им. Такой лукавый человек неспособен даже испугаться последствий своих поступков, он слишком уверен, что «выкрутится»...
Господь милосерд, но это не значит, что с Ним можно играть. Слова о каре означают лишь то, что правда выйдет наружу, и, как бы мы ни лукавили, нам придется встретиться с ней лицом к лицу. Лучше сделать это раньше, чтобы момент встречи с Господом стал для нас не судом, а такой радостью, для которой нет земных слов.
 
 
Russian