Суббота, 17 февраля

Ис 58, 9b-14; Пс 86; Лк 5, 27-32
 
Так говорит Господь: Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоённый водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это. Ис 58, 9b-14
 
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 86
Припев: Наставь меня, Боже, на истину Твою.
Приклони, Господи, ухо Твоё, и услышь меня; *
ибо я беден и нищ.
Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; *
спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
Припев: Наставь меня, Боже, на истину Твою.
Помилуй меня, Господи, *
ибо к Тебе взываю каждый день.
Возвесели душу раба Твоего, *
ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою.
Припев: Наставь меня, Боже, на истину Твою.
Ибо Ты, Господи, благ и милосерд *
и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
Услышь, Господи, молитву мою, *
и внемли гласу моления моего.
Припев: Наставь меня, Боже, на истину Твою.
 
В то время: Иисус увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию. Лк 5, 27-32
 
«не здоровые имеют нужду во враче, но больные»
 
Сотни лет люди живут по принципу «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», и это можно понять. Всегда важно знать, кто рядом с нами, но увидеть глубинную сущность другого человека нам не дано. Только по внешним признакам мы можем судить о ближнем, и круг его знакомств – один из них, причем далеко не последний. Сегодня Иисус бросает вызов одному из самых понятных и естественных желаний человека – его потребности в нравственно надежном, близком по духу и социально стабильном окружении. Он садится за один стол с грешниками и призывает в Свой ближайший круг мытаря – как сказал бы Тимур Кибиров, «Мотю из налоговой полиции, Магду из массажного салона». Он «безрассудно» компрометирует не только лично Себя, но и Свою проповедь – кто поверит Учителю с такими знакомствами? Конечно, мы хорошо знаем Его слова о том, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные (ср. Лк. 5, 31). Но в повседневной жизни много ли у нас «больных», в исцеление которых мы верим? Причем речь идет не о социальном статусе. «Мотя и Магда» нежелательны для нас не своим положением в обществе, а тем, что сомнительный образ жизни может сделать их непорядочными, развращенными или нечистыми на руку а значит - опасными. Наша жизнь и без них трудна и уязвима, поэтому проще объявить «больного» неоперабельным и укрыться от него в надежном кругу близких по духу и уровню друзей и коллег. В роли изгоев при этом не обязательно выступают бомжи или алкоголики. Дать бездомному бутерброд порой легче, чем принять, как равного, соседа или коллегу по работе. «За бортом» могут оказаться ученики, не разделяющие ценностей учителя, собратья по цеху, слишком «примитивные», чтобы находиться с нами в одном пространстве, наконец, вполне безобидные люди со странностями. Иисус собирает вокруг Себя тех, кому мы в своей жизни указали на дверь. В отличие от нас, Он не смотрит на них свысока. Он, Господь и Творец всего живого, усаживает их рядом с Собой, и радуется их любому маленькому движению к свету. Он не боится рисковать, призывая Петра и Иуду Искариота. И тем самым выводит Себя из круга надежных и достойных. Как мы поступим, увидев Его «за чертой», по ту сторону нашего маленького рафинированного мирка, где нет места тем, ради кого Он пришел?
Russian