Встреча молодежи 2.11.2013г. Вера и суеверие.

Error message

  • Notice: Undefined index: 0 in user_node_load() (line 3635 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Trying to get property of non-object in user_node_load() (line 3635 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Undefined index: 0 in user_node_load() (line 3636 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Trying to get property of non-object in user_node_load() (line 3636 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Undefined index: 0 in user_node_load() (line 3637 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Trying to get property of non-object in user_node_load() (line 3637 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).

В этом году встречи молодежи Verbum Dei посвящены обсуждению недавно вышедшего молодежного катехизиса YOUCAT. Темой прошедшей встречи стала тема «Вера и суеверие». На основании YOUCAT п.20—24 и энциклики Папы Франциска о Вере «Lumen Fidei» было предложено поразмышлять на тему «кому или чему я отдаю свою веру каждый день».  Вначале встречи были даны общие размышления о том, что такое Вера, как она передается во времени, как она связана с истиной и любовью, чем она отличается от суеверия и идеологии. Подробно тезисы размышления см. http://vk.com/id5807614?w=wall5807614_427%2Fall. Далее все участники встречи поделились своим опытом жизни в вере, обсудили вопросы связанные с астрологией, гороскопами, фэн-шуй, экстрасенсорными возможностями. О. Даниэле особо отметил, что жизнь по вере определяется скорее не приверженностью к правильному взгляду  на истину, а тем, на сколько я доверяю Богу каждый момент своей жизни, доверяю ли Ему свое будущее.

Вера и суеверие.

  1. Вера рождается как ответ на встречу с Истиной. Человек не способен познать Истину во всей полноте своими силами. Поэтому Истина сама нашла человека и открылась ему, став Человеком и не перестав при этом быть Истиной. Свидетели этого, обычные люди того времени, не могли уже больше молчать о том, что видели и слышали (1Ин 1:1-4). Так возникла Церковь, состоящая из живых свидетелей Истины. Свидетелей победы добра и жизни, над злом и смертью (Ин 20:1-8).
  2. С точки зрения логики, вера - это свободный выбор, без каких-либо доказательств. Человек, в любом случае, пока живет как человек, а не как робот, кому-то доверяет (пример веры как уверенности смотри п.21 Youcat). Каждый может вспомнить массу примеров, кому я доверяю в течение дня. Перед тем как сесть в самолет я довольно сильно доверяю пилоту, как эксперту в управлении самолетом. Я спокойно сплю в своем доме, доверяя архитектору, что он построил этот дом более-менее надежно. Если я привык доверять экспертам в различных сферах деятельности, то подлинным экспертом в вопросах жизни и смерти является тот, кто сам прошел врата смерти и открыл истинный путь, ведущий в вечную жизнь. Иисус из Назарета не просто пророк на уровне Мухамеда или нравственный учитель в стиле Будды или Заратустры, Он сам есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин 14:6), Он прошел через врата смерти, будучи Источником Жизни и Творцом всего. Он есть Тот, Кто был всегда, то есть Сущий (Ин 8:25 ср. с Исх 3:14). Но он не просто эксперт в вопросах «как жить после смерти», а способен преобразить всю нашу жизнь уже сейчас. Никаких логических доводов, чтобы не доверять Ему у нас нет, а оставаться людьми и не доверять вообще никому (даже себе) не получится.
  3. Таким образом, каждый день я выбираю, кому доверяю. Если я доверяю Истине, то становлюсь свободным (Ин 8:32), потому что Истина неразрывно связанна с любовью, а любовь никогда не порабощает. Напротив, доверяя чему-то вне Истины, становлюсь рабом этой идеологии или даже вещи, которая меня не любит и никогда не сделает счастливым. Типичным для нашего времени примером суеверия может быть вера в научный прогресс. Многие ученые утверждают, что рано или поздно наука найдет рациональное объяснение всему и «разложит по полочкам» любовь, веру и все тонкие взаимоотношения между людьми. Однако, это утверждение является именно верой в то, что так будет, и требует не меньше веры, чем вера в «воскресение тела и жизнь вечную». Это утверждение является следствием безусловного и логически не обоснованного доверия науке. Но проблема в том, что научный прогресс не является любящей личностью, он не любит тех, кто в него верит или не верит, он холоден и безжизнен. Он не способен сделать человека счастливым, так как не является источником жизни и сам не способен любить. Достоверность веры во Христа основана на Его жертве за нас. Имеет смысл доверять только тому, кто действительно тебя любит и доказал это на деле. Он никогда не ввергнет тебя в рабство и готов тебя любить уже сейчас таким, какой ты есть. А логических доводов в пользу той или иной веры, строго говоря, не существует. В современном обществе корень всех проблем состоит в постоянном разрыве между истинной и верой, и следующим из этого разрыве между истинной и любовью, что приводит к потере и того и другого (Энциклика Папы Франциска «О Вере» п. 24-27). Усугубляет проблему то, что зачастую сами христиане воспринимают свою веру во Христа как форму идеологии, что неминуемо ассоциируется с тоталитарной порабощающей системой и, конечно, дискредитирует подлинную веру. Реальная вера, основанная на встрече с Истинной, делает человека смиренным, знающим, что не столько мы обладаем Истиной, сколько она нами (Энциклика п.34). Принципиальное же отличие веры от идеологии было заложено самим Богом в том, каким образом Он решил сообщить Истину о самом себе. (см. п.5)
  4. Существует типичный замкнутый круг в вопросах веры и видения субъекта веры. Часто говорят: «не поверю пока не увижу», на что получают ответ: «не увидишь пока не поверишь», ведь вера есть уверенность в невидимом (Евр 11:1). Это связано с тем, что только «чистые сердцем Бога узрят», (ср. с Энциклика последнее предложение в п. 31). Мы получаем способность видеть Христа в других людях, узнавать Его реальное участие в нашей жизни только в ту меру, в какую мы стали подобны Ему. А для этого нужно уже начать верить. Вера требует некий скачок доверия базисным положениям, например, авторитету священного Писания. Этот скачок никогда не будет логически обоснован, но всегда происходит по вдохновению. Обычно он происходит как дар Бога в ответ на неустанный поиск человека, жажду обрести веру, пробиться через этот замкнутый круг философских размышлений. Для такого поиска требуется терпение и понимание, что вера растет в пути Веры. (Энциклика п.35).
  5. Верить самим невозможно (Энциклика п.38-39). Это не просто индивидуальный выбор, а участие в коллективном ответе всего человечества на протяжении истории. Я не могу лично увидеть то, что случилось при Понтии Пилате. Я нуждаюсь в свидетельстве тех, кто видел. И это нормально, ведь нам всегда предшествуют те, кто нас родил, воспитал, сформировал наш язык, образ мысли т.д. Современный мир страдает тотальной амнезией, мы способны очень быстро забывать достижения и открытия наших предков (Энциклика п.25). Церковь – единственное глобальное лекарство от этой амнезии. Она сохраняет свидетельство об Истине в веках. Она является собранием свидетелей, кто получил свою веру от апостолов (см п.1). Вера не является нашей выдумкой именно потому, что мы ее получили, а не изобрели сами в себе. Богу было угодно сообщить Истину через собственное свидетельство жизни Иисуса Христа как Человека и Бога. Он намеренно не оставил свод законов о том «как надо жить», а оставил память о Себе в сердцах простых людей, чтобы они передавали то, что видели и пережили последующим поколениям и всем народам. Именно этот способ передачи в виде живого свидетельства об Истине и великой Любви, о которой не возможно не говорить, отличает распространение веры от насаждения идеологии. Тот, кто преподает идеологию, пытается всех убедить в своей правоте и принудить думать только в ее русле. Передача веры связана с личным свидетельством, наполненным радостью и удивлением от встречи с превосходящим всякое разуменье чудом любви Бога. Первостепенным сборниками таких свидетельств являются книги Нового Завета. Путь веры невозможен без личного осмысления евангельских событий, основанного на чтении Евангелия с доверием и молитвой. Этот путь не может быть заменен изучением или даже выучиванием наизусть Катехизиса.
Russian