30 ноября состоялась встреча молодежи на тему: Как правильно читать Библию

Error message

  • Notice: Undefined index: 0 in user_node_load() (line 3635 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Trying to get property of non-object in user_node_load() (line 3635 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Undefined index: 0 in user_node_load() (line 3636 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Trying to get property of non-object in user_node_load() (line 3636 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Undefined index: 0 in user_node_load() (line 3637 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).
  • Notice: Trying to get property of non-object in user_node_load() (line 3637 of /home/v/verbumde/public_html/modules/user/user.module).

 

Ведущие: Плотникова Татьяна,

Баранова Елена

Как правильно читать Библию

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:1-4)

Мы часто слышим, что Библия – это Слово Божье. И часто это Слово оказывается трудным для понимания. Попробуем разобраться, как же читать Библию так, чтобы это чтение было не просто приятным, но и полезным, и способным изменить нашу жизнь.

Зачем читать Библию?

Почему мы хотим читать Библию «правильно»?

Молитва. YOUCAT пишет, что мы читаем Библию правильно, когда читаем ее, молясь. Что это значит? Это значит, вслушиваться в голос Божий при чтении, внимательно слушать, чтобы понять, что Бог хочет сказать именно мне через тот отрывок, который я читаю, через слова, ситуации, поступки людей, которые почему-то «цепляют» меня именно сейчас, которые привлекают мое внимание.

В принципе, на этом можно закончить и больше ничего не говорить, предоставив Святому Духу делать остальное. Но давайте разберемся с другими вопросами. Почему мы читаем именно Библию? Почему не какие-то другие книги, которые, казалось бы, тоже говорят нам о Боге? Здесь нужно сказать несколько слов о богодухновенности.

Богодухновенность (Боговдохновенность). Мы верим, что Библия богодухновенна, т.е. написана людьми, вдохновленными на написание самим Богом. Бог «избрал определенных людей, воспользовавшись их способностями и силами, чтобы они письменно передали, как настоящие авторы, всё и только то, что Он хотел» (DV 11) . Поскольку всё написанное считается богодухновенным и должно почитаться как утверждаемое Святым Духом, то «нужно исповедовать, что книги Писания твёрдо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения пожелал запечатлеть Священными Письменами» (DV 11).

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ – краткий конспект

Богодухновеннось - понятие, которым в христианском вероучении определяется Божественный авторитет Библии и характеризуется процесс написания священных книг, предполагающий воздействие на их авторов Святого Духа.   В иконографии евангелистов и других священных авторов в средние века сюжетно изображался Святой Дух, надиктовывающий им текст. 

В Новом Завете сам термин  богодухновенности упоминается в послании апостола Павла - 2 Тим 3. 15-17:   «...ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Понятие богодухновенности  является основным фактором, устанавливающим священный и канонический статус книг Священного Писания. Таким образом, понятия богодухновенности, каноничности и священности становятся синонимичными.

 Богодухновенность  рассматривается как дар Святого Духа автору библейской книги и как особое состояние, в котором он находится: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым»

(2 Петр 1. 20-21).  То есть,  человек выступает субъектом действия Святого Духа. 

 Писание никак не устанавливает критерий богодухновенности, в качестве такового признается церковная традиция и Священное Предание. 

Уже в Ветхом Завете очевидно усматриваются предпосылки богодухновенности в декларируемом богооткровенном характере, а также в особом, пророческом статусе писателей. «1. В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; 2. и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. 3. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали были в руках моих. 4. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. (Втор 10:1-4).  Подчеркивается  принадлежность Закона Господу,- «Закон Господень», «Закон Божий»  - «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта». (Книга Исход 13:9); в писаниях  Бог является действенным Лицом Священной истории.

 Строго говоря, во всех случаях словоупотребления термина «Писание» в Новом Завете, речь идет о ветхозаветных книгах. Распространение   последующей церковной традицией понятия богодухновенности на весь состав  Библии обусловлено самой сутью новозаветного провозвестия. Пришествие Господа Иисуса Христа понимается как полнота и завершение ветхозаветного Откровения во всех его основных аспектах: Он - воплощенное Слово («И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Ин 1. 14); в Нем свершилась тайна Откровения последних времен, и т.д. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12. 3).

Приобщенность первых апостолов к дарам Святого Духа в событии  Пятидесятницы передает апостолам и их последователям способность  свидетельствовать о Божественной истине и передать ее весть, и их авторитет может быть приравнен к авторитету ветхозаветных пророков.  В полной мере это относится и к письменному свидетельству, история евангельских событий и апостольской проповеди пишется и собирается как продолжение и завершение ветхозаветных писаний. 

Понятие  богодухновенности  составляет неизменную часть религиозных представлений, связанных с Библией. В этом отношении оно не может быть поставлено под сомнение, поскольку иначе разрушается круг основных, сущностных взглядов и верований христианства и иудаизма.

Церковь достаточно осторожно относится к возможности получения пророчеств в «постбиблейскую» эпоху, ввиду повышенного интереса к ним в  еретической среде. Фактически проблема перерастает в догматический вопрос о возможностях получения Откровения на исторических путях Церкви. Применение термина богодухновенности в данной области не является характерным, и библейский период следует выделять как особую, неповторимую, богодухновенную эпоху в деле получения и письменной фиксации Откровения.

Те, кто читал Библию, хорошо знает, что понять написанное бывает достаточно сложно. За буквальным смыслом, лежащим на поверхности, может скрываться второй, третий… Итак, мы подходим к вопросу о толковании.

Толкование. Поскольку в Святом Писании Бог говорит к нам не напрямую, а через людей (а люди, как мы знаем, весьма несовершенны при передаче информации), то при толковании нужно «внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова».

Чтобы понять намерения писателей, нужно обращать внимание  на следующее:

- «литературный жанр», которым каждый из них воспользовался (Библейский текст может быть историческим, пророческим, поэтическим или каким-то другим «речевым жанром»);

-  на время, когда был написан текст;

- на культурные особенности среды, в которой жил писатель.

Кроме того, нужно не забывать о содержании и единстве всего Писания, «учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры» (если я правильно понимаю, это означает, что толкование определенного отрывка не может противоречить учению Церкви. Кроме того, отрывок нужно рассматривать, не вырывая его из контекста).

Папа Бенедикт в апостольском обращении Verbum Domini пишет, что толкование Писания невозможно без веры. «Вера – ключ к священному тексту», - говорит Папа и приводит слова св. Бонавентуры: «Она (вера) – знание Иисуса Христа, из Него же, как из Источника, берут начало достоверность всего Священного Писания и его понимание. Поэтому никто не может погрузиться в познание его, не обретя прежде твердой веры Христовой, ибо она – светильник, врата и основание всего Писания».(Verbum Domini 29)

«При абстрагированном от веры подходе к священному тексту, сосредоточенном на его структуре и жанрах, можно обнаружить интересные элементы; однако эта попытка неизбежно окажется поверхностной и структурно незавершенной. Так, Папская Библейская комиссия, откликаясь на общепринятый принцип современной герменевтики, заявила: «Верно понять библейский текст дано лишь тому, кто на собственном опыте знаком с тем, о чем в нем говорится».(Verbum Domini 30)

Хорошо. С толкованием вроде бы разобрались. Но что делать, если в Священном Писании, которое, как мы уже сказали, богодухновенно, вдруг обнаруживаются факты, в достоверности которых у нас возникают сомнения? Или если мы встречаем противоречие? Что делать, когда возникает вопрос, связанный с фактами и истинностью Священного Писания?

Факты и истинность Св. Писания. Читая Библию, мы можем усомниться в достоверности описания некоторых исторических фактов. Одни и те же события у разных авторов могут быть описаны по-разному (кн. Судей vs кн. Иисуса Навина). Поэтому важно помнить, что «Библия не ставит своей целью сообщить нам точные исторические сведения или выводы естественных наук. К тому же ее авторы были детьми своего времени. Они разделяли культурные представления своего окружения, а иногда и его заблуждения. Однако всё, что человек должен знать о Боге и пути своего спасения, с безошибочной надежностью обнаруживается в книгах Священного Писания» (YOUCAT 15)

Теперь давайте перейдем собственно к Библии. Как мы знаем, она состоит из двух больших частей – Ветхого и Нового Завета.

Из каких книг состоит НЗ?

Новый Завет. «В Новом Завете завершается откровение Божье. Четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна – составляют сердце Священного Писания и ценнейшее сокровище Церкви. В них Сын Божий являет Себя таким, Какой Он есть, и встречается с нами. В Деяниях святых апостолов мы узнаём о зарождении Церкви и о действии Святого Духа. В апостольских Посланиях жизнь людей во всём её многообразии проявляется в свете Христовом. В Откровении нам дано провидеть конец времён.

Иисус – это всё, что Бог хочет сказать нам. Весь ВЗ подготавливает воплощение Сына Божьего. Все Божьи обещания исполняются в Иисусе. Быть христианином означает всё глубже соединяться с жизнью Христа. Для этого надо читать Евангелия и жить ими. Мадлен Делбрель говорит: «Через Слово Бог говорит нам, каков Он и чего Он хочет; Он говорит это окончательно и говорит это для каждого отдельного дня. Когда мы держим наше Евангелие в руках, мы должны думать о том, что в нём живёт Слово Божье, которое хочет обрести в нас плоть, хочет так захватить нас, чтобы мы на новом месте, в новое время, в новом человеческом окружении заново начали жизнь».(YOUCAT 18)

Зачем нужен Ветхий Завет, если всё, что нужно, уже есть в Новом?

Ветхий Завет. 

«В Ветхом Завете Бог являет себя как Творец и хранитель мира и как наставник и воспитатель людей. Книги Ветхого Завета также являются Словом Божьим и Священным Писанием. Без Ветхого Завета нельзя понять Иисуса.

В ВЗ начинается великая история веры, которая в НЗ принимает решающий оборот и с концом света и вторым пришествием Христа приходит к своей цели. При этом ВЗ – это не просто пролог к НЗ. Заповеди и пророчества для народа ВЗ и содержащиеся в нём обещания, данные всем людям, никогда не отменялись. В книгах ВЗ собрано незаменимое сокровище молитв и премудрости; и прежде всего – псалмы, которые входят в ежедневную молитву Церкви». (YOUCAT 17)

Из чего состоит ВЗ?

- Закон (Тора)

- Исторические книги (Иисус Навин - Есфирь)

- Учительные (поэтические) книги (Иов – Притчи – Екклесиаст)

- Пророческие (Исайя - Малахия)

ВЗ:

- пророчество пришествия Христа и Его Царства;

- знание о Боге и человеке, о том, как Бог действует в отношении людей;

- молитвы.

«Бог… так премудро устроил, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий раскрывается в Новом. Ибо, хотя Христос установил Новый Завет в Своей крови, однако книги Ветхого Завета, полностью воспринятые в Евангельское благовестие, приобретают и являют своё полное значение в Новом завете и, в свою очередь, освещают и объясняют его».(DV 16)

Гуго Сен-Викторский «Все Священное Писание – это одна книга, и эта одна книга есть Христос, ибо всё Священное Писание о Христе говорит и всё Священное Писание во Христе исполняется». (VD39)

«Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается», - так проницательно мудро высказался по этой теме святой Августин. Следовательно, в пастырской и академической сферах важно как следует обращать внимание на тесную взаимосвязь двух Заветов, напоминая, вместе со святым Григорием Великим, что все «обетованное Ветхим Заветом дал увидеть Новый Завет; то, что первый возвещает тайно, второй благовествует открыто, как настоящее. Посему Ветхий Завет есть пророчество Нового; а Новый Завет – лучшее толкование Ветхого» (VD 41).

Ну а теперь, когда мы разобрались, как читать Библию, и о чем важно помнить при чтении, остаётся вопрос – с чего начать.

С какой книги начинать чтение человеку, который хочет начать читать Библию?

С чего начать? «Разумеется, ее [Библию] можно читать, как и всякую другую книгу, прямо с первой страницы. Но мне кажется, что неискушенному человеку целесообразней начинать с Евангелий» (А. Мень).

«Евангелие – благословенная и радостная весть о Нём, которую Церковь несёт миру. Оно показывает, что Богоявление было не чем-то пребывающим вне времени и пространства, а действительно событием, увенчавшим священную историю спасения» (А. Мень).

И в заключение:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тим 3:16-17)

 

Russian