Второй Ватиканский Собор: движение навстречу миру

Второй Ватиканский Собор ознаменовал новую эпоху в жизни Католической Церкви. Он стал поворотом навстречу миру с его проблемами, поворотом очень смелым и радикальным. Церковь заговорила на языке мира, желая сделать доступными все свои сокровища. В чем это проявилось на практике? Месса стала проводиться на национальных языках вместо единого сакральтного языка –латыни. Форма обряда была признана второстепенной по отношению к содержанию Литургии, и это воплотилось в равноправии различных традиций. Отсюда – и евангелизация самой Литургии, из которой убирается все, что принадлежит только определенной эпохе, все, не соответствующее евангельскому духу. Миряне стали помогать при богослужении, ощутили участниками совершающегося таинства Евхаристии. Собор заговорил о призвании мирян быть «живыми камнями», созидающими Церковь. Таким образом, Церковь предстала перед миром не как внешняя сила, а как служащая, идущая навстречу страдающему человечеству. Она воплотила в себе образ отца, бегущего навстречу блудному сыну и образ господина, зовущего на брачный пир всех: хромых, больных, убогих… «Как Христос совершил в бедности и среди гонения дело нашего искупления, так и Церковь призвана идти тем же путем, чтобы передать людям плоды спасения. Христос Иисус "будучи образом Божьим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба" ( Флп 2, 6), и, "будучи богат, обнищал ради нас" ( 2 Кор 8, 9), так и Церковь, хотя для исполнения своей миссии нуждается в человеческих средствах, создана не для земной славы, но для того, чтобы своим примером проповедовать смирение и самоотвержение.» (2-й Ватиканский Собор, Догматическое постановление о Церкви, гл. 1). Церковь, исцеляющая мир, как исцелял Христос. Церковь, прикасающаяся к «прокаженным», не боящаяся осквернить свои белые одежды. Такой она захотела снова предстать, не отрицая своей истории и своих ран, не отрекаясь от своей традиции и своих святынь, принося покаяние за грехи своих членов… Этот живой поток духа, который как бы истек из Храма согласно пророчеству Иезекииля (Eз 47, 1-8), разделился на множество маленьких ручейков. И для того, чтобы его живительная влага лучше орошала землю, появились новые ордена и общины со своими харизмами (особыми направлениями внутри общехристианского призвания). В маленьких орденах и общинах с особенной силой проявилась эта тенденция Церкви: не отрекаясь от своей традиции, преображаться изнутри. Пришло ясное понимание, что именно таким образом, обновляя свое христианское призвание, Церковь может менять и преображать мир. Община «Вербум Деи» – одно из тех движений, которые особенно глубоко ответили на этот призыв.

Russian