Понедельник, 24 сентября

 Притч 3, 27-35; Пс 15; Лк 8, 16-18

Сын мой: Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живёт с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным даёт благодать. Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие. Притч 3, 27-35

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 15

Припев: Правый обитает на горе Господней.

Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, †
и говорит истину в сердце своём; *
кто не клевещет языком своим.

Не делает искреннему своему зла, *
и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный, *
но который боящихся Господа славит.

Кто серебра своего не отдаёт в рост, †
и не принимает даров против невинного. *
Поступающий так не поколеблется вовек.

В то время: Иисус сказал народу: Никто, зажёгши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Лк 8, 16-18

«никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом»

В словах Иисуса о том, что «никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом и не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 6, 16), содержится очень важная для Него мысль, к которой в разных формах Он часто возвращается: для чего, а главное, для кого мы живем? Для себя или для людей? Примерно о том же Он говорит и в знаменитой притче о талантах, и в притче о неверном управляющем. Каждый человек постоянно стоит перед выбором между собственным благополучием и жизнью ради благополучия других, и не всегда удается совместить одно с другим. Решать эту проблему в пользу себя любимого совсем не значит быть эгоистом или злодеем – это нормальный человеческий выбор. К тому же самоотверженность чревата столкновением с чьей-то неблагодарностью, а порой и того хуже - с обвинениями в тщеславии и желании любой ценой стать знаменитым (как было со св. Дамианом де Вестером, работавшим с прокаженными). Да и стоят ли люди нашей жертвы, если даже Христа, отдавшего им Свою Божественную жизнь, они «отблагодарили» побоями, унижениями и крестом? Выбрав спокойную жизнь для себя, мы поступаем правильно и можем при этом сохранить в душе и доброту, и порядочность. Но станем ли мы счастливыми? Испытаем ли ни с чем несравнимое ощущение абсолютной полноты своей жизни, что собственно и есть счастье? Свеча, стоящая под кроватью, не освещает даже комнату, в которой находится, и не дает света тому, кто ее утаил. Разумно зарыв талант в землю и избежав финансового риска, его обладатель получил только одиночество и озлобленность, потеряв даже то, на что рассчитывал. Мать Тереза часто говорила: «То, что ты строишь годами, люди могут разрушить за один час – все равно строй». Живя по принципу «все в дом», мы не делаем ничего плохого и заслуженно становимся довольными своей жизнью. Но стать счастливым можно только, если отдаешь и не боишься зажечь свечу ради света для ближних, хотя и знаешь, что она сгорит, а ближние даже «спасибо» не скажут. Так живет Иисус, постоянно давая людям Свою Благодать и понимая, что большинство из них этого даже не заметит (в лучшем случае). А человек – Его образ и подобие – счастлив только тогда, когда становится похож на Него.

Russian