четверг, 27 сентября

Екк (Qoh) 1, 2-11; Пс 90; Лк 9, 7-9

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением; не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Екк (Qoh) 1, 2-11

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 90

Припев: Боже! Ты прибежище во веки веков.

Ты возвращаешь человека в тление, *
и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
Ибо пред очами Твоими тысяча лет, †
как день вчерашний, когда он прошёл, *
и как стража в ночи.

Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, *
как трава, которая утром вырастает,
утром цветёт и зеленеет, *
вечером подсекается и засыхает.

Научи нас так счислять дни наши, *
чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Обратись, Господи! Доколе? *
Умилосердись над рабами Твоими.

Рано насыти нас милостью Твоею, *
и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, †
и в деле рук наших споспешествуй нам, *
в деле рук наших споспешествуй.

В то время: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мёртвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Лк 9, 7-9

«Кто же Этот, о Котором я слышу такое?»

Сегодня мы читаем, как Ирода беспокоили вести об Иисусе, как он спрашивал себя, кто это может быть. Мы знаем ответ на этот вопрос, но не можем до конца даже осознать, что это означает для нас. Ведь если бы мы жили верой, что Иисус—Христос, который может наш спасти, что Он—наш Бог, мы бы были совсем другими людьми. Значит, мы верим еще не до конца. Мы говорим: «верую», но только хотим, только учимся верить—и хорошо, если это хотя бы так... Даже маленькую и неустойчивую веру нашу Господь бесконечно ценит, как веру Петра, который вскоре оречется от Него трижды. Он знает наш потенциал и верит в нас гораздо глубже и сильнее, чем мы верим в Него. Поверить во Христа до конца– значит, смотреть на мир Его глазами, тем самым преображая его. А мы смотрим изнутри своего эгоизма, своего вечного страха потерять, и желания удержать «свое». Мы только тянемся ко Христу, как все живое тянется к теплу и свету... А иногда в нас говорит и тревога Ирода, и мы скорее опасаемся Его лучей. Верить трудно, потому что и окружающие нас люди привыкли искать опоры не в Боге, потому что мы видим, как полон наш мир страшных катастроф и невинного страдания. Страх мешает нам верить. Но тот же самый страх может нам открыть в Господе опору, если мы шаг за шагом будем идти путями безусловной и бескорыстной любви. Мы увидим, что Он поддерживает нас, как малых детей, иногда отпуская руку. И тогда мы беспомощно озираемся вокруг... Но Он здесь. Чтобы это понять, чтобы проникнуться этим знанием, мы можем учиться у природы, которая знает свои времена и сроки, и не боится потерь. В книге Экклезиаста говорится о б этом Даже в нашем падшем и тленном мире мы слышим отзуки божественной гармонии, невидимого ритма. Этот ритм бесконечно грустен, потому что говорит о неизбежности старения, увядания, смерти. И в то же время он прекрасен, потому что напоминает о Воскресении. Современный человек разучился узнавать язык природы, мы часто небрежно относимся к творению Божьему, не замечая его, но Господь в Своих притчах прибегал к простым сравнениям из растительного мира. И веру Он сравнивал с зерном, в котором заложен огромный потенциал роста, неведомые нам самим силы. Поэтому и мы имеем право сказать «верую», если на самом деле хотим, чтобы наша вера проросла и заполнила нашу жизнь, если мы идем этим путем и не отступаем!

Russian