Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 3, 13-15. 17-19

В те дни: Пётр сказал народу: Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мёртвых, чему мы свидетели. Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению. Бог же, как предвозвестил устами всех своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 4

Припев: Господи, помилуй и услышь меня.

Когда я взываю, услышь меня, *
Боже правды моей!
В тесноте Ты давал мне простор. *
Помилуй меня, и услышь молитву мою.

Припев: Господи, помилуй и услышь меня.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» *
Яви нам свет лица Твоего, Господи!
Спокойно ложусь я, и сплю: *
ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.

Припев: Господи, помилуй и услышь меня.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Ин 2, 1-5a

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины. А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём.

ЕВАНГЕЛИЕ
Лк 24, 35-48

В то время: Два ученика рассказывали о происшедшем на пути, и как Иисус был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.

“это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите”

Иисус продолжает являться Своим ученикам. На этот раз Он даже не дал высказаться тем двоим, которые узнали Его в преломлении хлеба в Эмаусе. Он сам стал посреди них и приветствовал их миром.

Любовь не терпит разлуки, поэтому Он явился им, причём, сделал это, когда говорили о Нём. Он сказал: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18,20). Он Сам посреди той общины, где делятся верой и говорят о Нем.

Ученики смутились, потому что думали, что видят духа. Иногда Бог с нами говорит из глубины нашего сердца, через совесть. Но часто мы не воспринимает всерьез того, что слышим своим внутренним слухом, потому что это кажется чем-то слишком возвышенным. Поэтому мы думаем: это я сам себе внушаю, - и избегаем того, что поняли, пытаясь забыть об этом.

Иисус, знающий всё, что было в глубине их сердец, говорит: «что смущаетесь... Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам». Они увидели, что у Него есть плоть и кости, которых нет у духа, и были убеждены. Он сказал : «Осяжите меня и рассмотрите... и... показал им руки и ноги». Опыт учеников Иисуса уникалный, они увидели Его воскресшего. Для того, чтобы узнавать Иисуса, который сегодня обращается к нам с миром, мы должны открыть глаза веры, позволяющие увидеть Иисуса в Его теле–Церкви, которая действует во имя Его, преподовая Тайнства и проповедуя Его послание мира и любви.

«Они от радости.. не верили и дивились».

Когда сердце узнает Его, в нас открывается такая великая радость, что иногда трудно «спуститься на землю». Тогда Он нам предлагает перейти к конкретному делу. Иисус просит апостолов Его накормить, и они дают Ему есть. Нам нужен толчок к действию,и Господь дает нам его через Церковь. В ней мы обретаем нашу христианскую миссию и познаем Святое Писание, как тогда, когда Иисус открыл ум Своих учеников, говоря им о том, что должно было произойти с Мессией, как Он должен был пострадать, умереть и в третий день воскреснуть, чтобы во имя Его было проповедано покояние и прощение грехов во всех народах. Это и есть наше призвание.

ПОНЕДЕЛЬНИК, 19 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 6, 8-15

В те дни: Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил ругательные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестаёт говорить ругательные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 119(118)

Припев: Боже, научи меня уставам Твоим.

Князья сидят и сговариваются против меня; *
а раб Твой размышляет об уставах Твоих.
Откровения Твои — утешение моё, *
и уставы Твои — советники мои.

Припев: Боже, научи меня уставам Твоим.

Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; *
научи меня уставам Твоим.
Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, *
и буду размышлять о чудесах Твоих.

Припев: Боже, научи меня уставам Твоим.

Удали от меня путь лжи, *
и закон Твой даруй мне.
Я избрал путь истины, *
поставил пред собою суды Твои.

Припев: Боже, научи меня уставам Твоим.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 6, 22-29

На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Иисуса, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришёл? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст Вам Сын Человеческий; ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

«Старайтесь не о пище тленной»

Прочитав отрывок из сегодняшнего Евангелия, мы можем размышлять о Евхаристии.

Господь призывает нас  стараться  не думать о  пище  тленной. Но вспомним, как Он сам переживает о проголодавшимся народе, об апостолах. Христос говорит: «Дети, есть у вас какая пища?» ( Ин 21, 5) Господь заботиться о всех сторонах нашей жизни, но самое главное для Него - забота о нашей душе, потому что наша душа вечна.

Одной из самых главных «подпиток» для нашей души является Евхаристия. Для нас загадка, почему Христос решил остаться с нами именно в таком виде: в кусочке хлеба и в вине. Можно много рассуждать о том, почему Он слелал так , а не по-другому. В Теле Христовом мы созерцаем жертву агнца, ведомого на заклание.

Иисус не мог присутствовать с нами вечно, как человек, даже если  бы не был распят на кресте. Но Его желание быть не просто с конкретным народом, а вообще со всеми и во все времена, еще раз говорит нам о любви Господа ко всем Своим детям.  Когда мы причащаемся и каждый раз говорим «Аминь» перед принятием Господа, мы каждый раз провозглашаем истину нашей веры- что Господь умер за нас. Как же важно подходить к этому Таинству со всей серьезностью!  Да, у нас могут возникнуть проблемы с пониманием. Мы не видим, как Господь воплощается, как хлеб становится Его Телом, но, сосредоточившись на смысле этого Таинства, на любви Господа, наша душа возрастает в вере. Дорогие братья и сестры, будем просить Святого Духа, чтобы Он  помогал нам соединяться в Святом Причастии с Нашим Господом, и мы, приняв столь великое таинство, приносили нашему  Богу плоды любви!

ВТОРНИК, 20 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 7, 51-59

В то время: Стефан сказал народу, старейшинам и книжникам: Непокорные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него. И, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. Савл же одобрял убиение его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31(30)

Припев: В руки Твои, Боже, предаю дух мой.

Будь мне каменною твердынею, *
домом прибежища, чтобы спасти меня.
Ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; *
ради имени Твоего води меня и управляй мною.

Припев: В руки Твои, Боже, предаю дух мой.

В Твою руку предаю дух мой; *
Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
На Господа уповаю. *
Буду радоваться и веселиться о милости Твоей.

Припев: В руки Твои, Боже, предаю дух мой.

Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; *
спаси меня милостью Твоею.
Ты укрываешь их под покровом лица Твоего *
от мятежей людских.

Припев: В руки Твои, Боже, предаю дух мой.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 6, 30-35

В то время: народ сказал Иисусу: Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть». Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

«Я есмь хлеб жизни»

Отрывок из Деяний апостолов рассказывает о Стефане, первом мученике. Слово «мученик», которое на русском связано со страданием, на греческом языке означает ὁ μάρτυς (martys) «свидетель». И на самом деле, мученичество является свидетельством воскресения. Это – та Благая Весть, которая перевернула мир: Любовь является силой. Смерть бессильна перед ней, бессильны мучения. Человек принадлежит вечности .

Сегодня мы можем спросить себя: не устарело ли это откровение? Времена первых мучеников позади. Бывало уже в истории, что христиане

 и сами выступали в роли гонителей. Мы живем в эпоху, когда потеряна ответственность за слово и обеты значат так мало. Опыт тоталитарных режимов показал нам, что пытка ставит человека на уровень животного.  Где же, в каком опыте искать опоры для своей веры?

Но все Христово принадлежит вечности, и опыт мучеников, когда-то перевернувший мир, присутствует и сегодня в качестве закваски. Есть верность, есть любовь, которая сильнее мучений и смерти. И даже если мы боимся комариного укуса, есть Господь, который уже показал Свою силу в человеке. Господь призывает нас к совершенству, но Он милосерден. И Он хочет, чтобы современное человечество, которое не раз отрекалось от Него, как отрекся Петр, стало милосерднее к падшим…

Верим ли мы в силу Божией любви? В Евангелии Иисус говорит о Себе, как о небесном хлебе. Хлеб – это что-то необходимое. И Господь необходим нам, чтобы мы выросли в меру своего человеческого призвания и достоинства. Без Него мы зависимы и уязвимы. Но постараемся поверить, что любовь Божия – это сила, способная исцелить нас и весь мир.

СРЕДА, 21 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 8, 1b
-8

В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нём. А Савл терзал церковь, входя в дом и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 66(65)

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

Воскликните Богу, вся земля. *
Пойте славу имени Его;
воздайте славу, хвалу Ему. *
Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих!

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

Вся земля да поклонится Тебе и поёт Тебе, *
да поёт имени Твоему!
Придите и воззрите на дела Бога, *
страшного в делах над сынами человеческими.

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

Он превратил море в сушу; *
через реку перешли стопами;
там веселились мы о Нём. *
Могуществом Своим владычествует Он вечно.

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 6, 35-40

В то время: Иисус сказал народу: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

«А Савл терзал церковь»

Савл, жестоко преследовавший христиан,  после своего обращения стал тем великим апостолом Павлом, который именуется Церковью первоверховным наравне с апостолом Петром. Обращение Савла и последовавшая за ним трехдневная слепота стали своего рода смертью прежнего Савла и его воскресением как нового человека – Павла, апостола, который теперь непрерывно несет Слово Божие народу.

Господь дает нам по–настоящему новую жизнь, Он наделяет нас не каким-то вторичным достоинством, а дает нам достоинство Сынов Божиих, чтобы мы жили счастливой и полной жизнью. Он никого не отвергает: «приходящего ко мне не изгоню вон», - говорит Господь в сегодняшнем чтении из Евангелия. Но Господу нужно наше искреннее покаяние,  и тогда Он полностью воссоздаст нашу душу, даст нам новый свет, радость и исцеление.

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27)  - говорит в своем послании апостол Павел, бывший Савл, заточавший христиан в  темницы. Он полностью преобразился после встречи с Иисусом и впоследствии стал великим проповедником и автором знаменитых посланий Нового Завета. Это ему принадлежат слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится…. всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7)  И сейчас, спустя два тысячелетия, мы продолжаем понимать в этих словах истину и природу любви.

Глядя на пример Павла, на бесконечную благодать Господа по отношению к нему, мы должны понимать, что нам также не стоит себя ограничивать, корить и наказывать за наше прошлое, потому что Господь уже простил нас и хочет, чтобы мы жили в чистоте, благодати  и любви Божьей, как это Им и было задумано изначально.

ЧЕТВЕРГ, 22 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 8, 26-40

В те дни: Ангел Господень сказал Филиппу: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его». Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 66(65)

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

Благословите, народы, Бога нашего, *
и провозгласите хвалу Ему.
Он сохранил душе нашей жизнь, *
и ноге нашей не дал поколебаться.

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

Придите, послушайте, все боящиеся Бога, *
и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
Я воззвал к Нему устами моими *
и превознёс Его языком моим.

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

Благословен Бог, †
Который не отверг молитвы моей *
и не отвратил от меня милости Своей.

Припев: Вся земля и небо, пойте Богу, пойте.

ЕВАНГЕЛИЕ

Ин 6, 44-51

В то время: Иисус сказал народу: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрёт. Я хлеб живой, сшедший с небес; едящий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

«и будут все научены Богом»

В сегодняшнем евангельском чтении Иисус говорит народу, что прийти к Нему может только тот, кого привлечет Отец. В первом чтении мы как раз видим, как это происходит.  Цепь случайностей сталкивает на дороге апостола Филиппа и  ефиоплянина, в результате чего ефиоплянин принимает крещение. Но эта случайность дело рук Господа. Ангел Господень велит подойти Филиппу  к ефиоплянину, а еще раньше  пойти на ту самую дорогу, по которой едет колесница. Случайное, казалось бы, событие, не могло бы произойти , если бы сердца всех участников уже не были открыты навстречу Божьей воле: Филипп к исполнению своего миссионерского долга, ефиоплянин к принятию крещения. Несомненно, что ефиоплянин уже и раньше думал о Христе, а кроме того, был открыт и для чтения Слова Божьего и для того, чтобы кто-то, кто знает больше, чем он, научил его.

Бог говорит с нами гораздо чаще, чем мы Его слышим, и Ангел Господень приходит к нам чаще, чем мы его видим. Мы слишком часто бываем слепы и глухи, поэтому и случается в нашей жизни гораздо меньше чудес, чем могло бы.  В нашей стране немало людей, которые приняли крещение не во младенчестве, а в зрелом возрасте, пройдя немалый путь познания Христа. И многие помнят, наверное, то чувство неземной радости, которое владело ими сразу после крещения и в первое время воцерковленной жизни. А потом что-то случается, и общение с Богом перестает наполнять душу радостью, поход в церковь становится чем-то совсем обыденным, находятся более важные дела… Суета заслоняет Бога, от каких-то грустных событий в сердце селится тоска и пустота, нам уже не до молитвы, не до общения с Богом. И мы не видим Ангела, протягивающего руку помощи, отвергаем лекарство, которое может излечить нашу душу от уныния.

Попросим Господа, чтобы подобное случалось с нами как можно реже, чтобы мы всегда видели и чувствовали, как Бог через своих Ангелов ведет нас за Собой к жизни вечной.

ПЯТНИЦА, 23 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 9, 1-20

В те дни: Савл, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руку и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твоё. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё. Анания пошёл и вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 117(116)

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

Хвалите Господа, все народы, *
прославляйте Его, все племена.

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

Ибо велика милость Его к нам, *
и истина Господня пребывает вовек.

Припев: Миру проповедуйте Евангелие Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 6, 52-59

В то время: Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Едящий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и едящий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: едящий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

«едящий Меня жить будет Мною»

В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит о Евхаристии с подчеркнутым, даже шокирующим реализмом. «Есть плоть, пить кровь» - это слова действительно могут звучать странно и страшно. Но зато, сказанные устами Христа, милосердного и чистого, они запомнились. Сам контраст разителен. Но именно этот контраст и показывает, что принять Христа – это не метафора. Когда Иисус явлися Фоме, Он хотел показать то же самое: Он реален, к Нему можно прикоснуться на самом деле, не только в мыслях.

Не является ли и весь мир творением Божьим? Почему же мы удивляемся, что Господь может реально войти в нашу кровь? И Он приходит не как химическая субстанция, а гораздо реальнее –  как источник нашей жизни, и как друг, который хочет нашу жизнь разделить.

Мы едим и не насыщаемся, мы пьем, но продолжаем нуждаться в воде . Но Господь является нашей опорой в этом мире и вечности. Все тленно- а Он нетленен. Все временно – а Он вечен. И все, к чему Он прикасается, приобщается вечности.

Он делает нашу любовь настоящей, учит нас молиться, направляет наши планы. И Он говорит эти слова, которые звучат так странно, чтобы они дошли до нас. В них мы можем встретить и узнать живого Христа, который так хочет сказать нам об Отце, что не боится быть осмеянным и отдает за нас Свою жизнь.

СУББОТА, 24 АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Деян 9, 31-42

В те дни: Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, созидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались. Случилось, что Пётр, обходя всех, пришёл и к святым, живущим в Лидде. Там нашёл он одного человека, именем Энея, который восемь лет уже лежал в постели в расслаблении. Пётр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Пётр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Пётр, встав, пошёл с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Пётр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял её; и, призвав святых и вдовиц, поставил её перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 116B
(115)

Припев: Что воздам я Богу за благости Его?

Что воздам Господу *
за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения прииму, *
и имя Господне призову.

Припев: Что воздам я Богу за благости Его?

Обеты мои воздам Господу *
пред всем народом Его.
Дорога в очах Господних *
смерть святых Его!

Припев: Что воздам я Богу за благости Его?

О, Господи! я раб Твой и сын рабы Твоей; *
Ты разрешил узы мои.
Тебе принесу жертву хвалы, *
и имя Господне призову.

Припев: Что воздам я Богу за благости Его?

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 6, 60-69

В то время: Многие из учеников Иисуса говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.

«Ты имеешь глаголы вечной жизни»

    Сегодняшнее евангельское чтение уже несет в себе зерно трагедии, которая закончится Голгофой.  Иисус стал жертвой непонимания, породившего недоверие и ненависть. И в то же время тех, кто отшатнулся от Него после знаменитых слов о Себе как о Хлебе Жизни, можно понять. Как воспринять огромную тайну без Благодати Святого Духа? И почему одним это дано, а другим – нет? Почему Иисус говорит о вещах, заведомо недоступных большинству, и этим многих отталкивает от Себя?   До сих пор миллионы людей не в состоянии понять призывы Нагорной проповеди, Евхаристию и  последние часы Его жизни  на кресте. Еще больше вопросов появилось после Его Воскресения, и от них не уйти никому, в том числе и верующим.  Разве пасхальная радость уменьшила масштабы зла? Перестали страдать невинные, в том числе дети? Исчезли болезни и нищета? Прекратились войны? Почему же, вопреки всему, Петр (который сам в этот момент мало что понимает) говорит Учителю: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68)?

      Мы не можем рационально объяснить свою веру. Это таинственный дар любви Бога, полученный нами отнюдь не за заслуги. И ничего, кроме  парадокса веры,  мы не можем противопоставить логическим аргументам  атеистов. Но каждому из нас на своем уровне знаком великий опыт Петра, показанный в первом чтении.  Единение с Иисусом в любви и доверии сделали неумного, неученого и слабохарактерного человека способным исцелять и воскрешать мертвых.  Мы не знаем ответов на трудные вопросы, но наш Господь может превратить нашу жизнь в пространство Его диалога с людьми и через наши простые дела и слова передать кому-то Благодать настоящей жизни в Духе.  С Ним и в Нем мы стали другими. И это не знание, а опыт, против которого бессильна любая научная логика – «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9, 25).  

Russian