Живое Слово

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 29 ЯНВАРЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Соф 2, 3; 3, 12-13

Чтение книги пророка Софонии.

Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдётся в устах их языка коварного; ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 146(145)

Припев: Благословенны нищие духом.

Господь вечно хранит верность, *
творит суд обиженным,
даёт хлеб алчущим. *
Господь разрешает узников.

Припев: Благословенны нищие духом.

Господь отверзает очи слепым, *
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных. *
Господь хранит пришельцев.

Припев: Благословенны нищие духом.

Поддерживает сироту и вдову; *
а путь нечестивых извращает.
Господь будет царствовать во веки, *
Бог Твой, Сион, в род и род.

Припев: Благословенны нищие духом.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Кор 1, 26-31

Чтение первого Послания святого Апостола Павла
к Коринфянам.

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом».

Слово Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 5, 1-12a

В то время: Увидев народ, Иисус взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах.

«Блаженны нищие духом»

Блаженны нищие духом, плачущие, изгнанные правды ради… «Блаженны», значит – счастливы.

Как часто мы довольствуемся подменой – за счастье принимаем достаток, за любовь –сильные эмоции. Получается, мы не всегда понимаем, чего хотим.  Кто же такие «нищие духом»? Их главные вопросы не находят ответов на земле, они не могут осуществить свои заветные желания. Они не получают  достойной награды за свой труд. Но своей бескорыстной любовью они подобны Богу.

Но Иисус не превозносит страдание само по себе. Люди часто не выдерживают испытаний и ожесточаются. «Блаженны плачущие» -  те, кто через страдание растет в любви, кто отзывается на чужую боль.  «Блаженны алчущие и жаждущие правды», - они не могут смириться с  несправедливостью и ложью.  Счастливы те, кто выстоял в любви, - они вырастают в полную меру  своего человечества! Они открыты к Богу, который один может восполнить их нужду.

А еще Господь говорит о миротворцах, чистых сердцем, кротких, милостивых… Они тоже «блаженны», потому что их жизнь освещена любовью. Только чистый сердцем может «увидеть» Бога, - понять Его. Только милостивый может принять милость.

Зачем говорит все это Господь? Его заповеди – это призыв. Иисус указывает путь, на котором Он всегда с нами.  В каждом нашем страдании, в каждом искреннем поиске Он уже присутствует как надежда и как ответ. Мы многого не понимаем, но знаем одно: Бог – не безличная сила, Он с нами на глубине нашей боли. Во Христе Он показал, что пришел не судить, а спасти.  И когда мы в минуту испытания избираем пути любви, мы строим фундамент Его Царства.

Спросим себя: Возвышает меня страдание или ожесточает? Что я сделал в эти дни, чтобы добра в мире было больше?

ПОНЕДЕЛЬНИК, 30 ЯНВАРЯ

 ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 11, 32-40

Братья: И что ещё скажу? Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31(30)

Припев: Господь укрепляет праведное сердце.

Как много у Тебя благ, *
которые Ты хранишь для боящихся Тебя
и которые приготовил уповающим на Тебя *
пред сынами человеческими!

Припев: Господь укрепляет праведное сердце.

Ты укрываешь их под покровом лица Твоего *
от мятежей людских;
скрываешь их под сенью *
от пререкания языков.

Припев: Господь укрепляет праведное сердце.

Благословен Господь, †
что явил мне дивную милость Свою *
в укреплённом городе!

Припев: Господь укрепляет праведное сердце.

В смятении моём я думал: *
«отвержен я от очей Твоих»;
но Ты услышал голос молитвы моей, *
когда я воззвал к Тебе.

Припев: Господь укрепляет праведное сердце.

Любите Господа, *
все праведные Его;
Господь хранит верных, *
и поступающим надменно воздаёт с избытком.

Припев: Господь укрепляет праведное сердце.

СТИХ ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ
Лк 7, 16

Аллилуйя.

Великий пророк восстал между нами,
и Бог посетил народ Свой.

Аллилуйя.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 5, 1-20

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время: Иисус и ученики Его пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом. Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда, ночью и днём, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их. И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошёл, и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

 

  «И начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их»

            Сегодняшнее Евангелие дает  немало тем для размышления.  «И пошел, и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус  (Мк. 5   ). Это – о вчерашнем бесноватом, который от ярости разрывал цепи и бился головой о скалы.  Мы, к счастью, избежали такой участи, но и нас Христос преобразил так, что вспоминая о прошлом, прожитом без Него, мы видим, что были совсем другими людьми.  Страшная картина со стадом свиней, бросающихся в море – повод подумать о том, что без должного внимания к своей духовной жизни можно в один прекрасный момент обнаружить в себе «нежданного гостя», давно уже ведущего нас в противоположную от Бога сторону.  Но, как известно, самое страшное в описанной ситуации –  поведение жителей, попросивших Иисуса уйти от них.  Их решение не было спонтанным, они все продумали и просчитали. И в их расчетах чудо исцеления человека, терроризировавшего всю округу, ничего не значило. Гораздо важнее было то, что пострадал их «бизнес» - разведение свиней, что появился «возмутитель спокойствия», меняющий их устойчивое существование, в котором даже страх перед бесноватым стал привычным. Со стороны такая позиция кажется чудовищной, но далеко ли ушел современный мир от жителей Гадаринской страны? Через свои поступки, частные и глобальные решения, мы не только указываем Иисусу на дверь, но еще и пытаемся манипулировать  христианством, чтобы с его помощью ни больше ни меньше оправдать зло. Он и Его церковь постоянно слышат из нашего мира  призывы «быть современными», закрыть глаза на чудовищные пороки и подменить милосердие к грешнику попустительством  его греху.  Мы не хотим, чтобы Иисус «путался под ногами», когда нарушение Его заповедей сулит выгоду и дает легкое решение трудного вопроса. Зачем прощать и быть терпеливым к сложному человеку, если его можно уволить, отчислить, как-то убрать с глаз долой? Христос призывал прощать? Но жизнь – не проповедь в храме, а «заморачиваться» Евангелием нет времени. Зачем вступать в глубокие отношения с Богом через Таинства, когда можно  поставить свечку, нырнуть в прорубь – и забыть о Нем до следующего «купального сезона»?  Иисус пришел к нам, чтобы с нами жить, и чтобы разделив с Ним Его жизнь, мы нашли дорогу к Отцу. Оно нам надо?  И какой выбор мы сделаем, когда вдруг почувствуем Его поразительно близкое присутствие, услышим в сердце неповторимые слова призвания?

ВТОРНИК, 31 ЯНВАРЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 12, 1-4

Чтение Послания к Евреям.

Братья: Мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 22(21)

Припев: Да восхвалят Бога все, кто ищет правду.

Воздам обеты мои пред боящимися Его. *
Да едят бедные и насыщаются;
да восхвалят Господа ищущие Его; *
да живут сердца ваши во веки!

Припев: Да восхвалят Бога все, кто ищет правду.

Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, *
и поклонятся пред Тобою все племена язычников.
Будут есть и поклоняться все тучные земли; *
преклонятся пред Ним все нисходящие в прах.

Припев: Да восхвалят Бога все, кто ищет правду.

И душа моя при этом будет жить. †
Потомство моё будет служить Ему, *
и будет называться Господним вовек.
Придут и будут возвещать правду Его людям, *
которые родятся, что сотворил Господь.

Припев: Да восхвалят Бога все, кто ищет правду.

СТИХ ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ
Мф 8, 17

Аллилуйя.

Он взял на Себя наши немощи
и понёс болезни.

Аллилуйя.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 5, 21-43

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время: Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошёл с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, — услышав о Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?» Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире, и будь здорова от болезни твоей. Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги, и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берёт с Собою отца и мать девицы, и бывших с Ним, и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». И девица тотчас встала, и начала ходить; ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал; и сказал, чтобы дали ей есть.

«девица не умерла, но спит»

            В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о двух чудесах Иисуса, о двух исцеленных им женщинах. Первая долго страдала кровотечением и исцелилась, только прикоснувшись к Иисусу. Вторую – совсем юную девушку, все считали мертвой, но после слов Иисуса “ Талифа, куми” ( девочка, говорю тебе, встань!), она ожила.

            Есть в этих историях много общего. Во-первых, здесь, как ни странно это может показаться, очень видна человеческая, а не только божественная природа Иисуса. Он чувствует, что при исцелении  из него “вышла сила”. Мы можем ощутить как бы “изнутри”, что такое  для Иисуса чудеса и исцеления, как нелегко они Ему даются. И в этом ощущении есть что-то очень человеческое:  так чувствует себя артист после спектакля или концерта, преподаватель после лекции, хирург после операции – любой, кто только что поделился с другими людьми частью своего  умения, своего таланта, и  опыт такой душевной опустошенности знаком каждому не только в силу профессиональной деятельности. 

          В случае с дочерью Иаира перед нами тоже что-то, что может быть истолковано с  простой человеческой  точки зрения. Возможно, девочка была в летаргическом сне или в коме,  и Иисус   увидел это как гениальный целитель-человек, а не Бог. И как по-человечески трогательно он просит, чтобы ей дали поесть!

          Эти человеческие черты совсем не умаляют божественность Иисуса. Они дают нам еще раз задуматься над тайной его богочеловечности, подвигом  его смирения, ведь Он принимает на себя несовершенство человеческих чувств и человеческих возможностей. А  это значит, что и мы можем и должны идти до  предела наших способностей в желании помочь другим даже тогда, когда, как кажется,  сделать это не в наших силах.

СРЕДА, 1 ФЕВРАЛЯ

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 12, 4-7. 11-15

Братья: Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени; и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 103(102)

Припев: Милость Господня к боящимся Его.

Благослови, душа моя, Господа, *
и вся внутренность моя — святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа, *
и не забывай всех благодеяний Его.

Припев: Милость Господня к боящимся Его.

Как отец милует сынов, *
так милует Господь боящихся Его.
Ибо Он знает состав наш, *
помнит, что мы — прах.

Припев: Милость Господня к боящимся Его.

Милость же Господня от века и до века *
к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, *
хранящих завет Его.

Припев: Милость Господня к боящимся Его.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мк 6, 1-6

В то время: Иисус пришёл в Своё отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сёстры? И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников и в доме своём. И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. Потом ходил по окрестным селениям и учил.

«Не плотник ли Он, сын Марии…?»

В сегодняшнем Евангелии Иисус обращается к Своим соотечественникам. Некоторые из них удивляются той силе, которая открылась в Нем. Они шепчутся между собой: «откуда у Него это? что за премудрость дана Ему…? Не плотник ли Он, сын Марии…? не здесь ли, между нами, Его сёстры?» Но любопытство быстро сменяется недоверием.  И вот, люди оказываются неспособными принять исцеление, которое несет им Иисус.

Такова наша падшая природа. Чудо, которое близко,  перестает восприниматься как чудо. Чудо рождения, чудо жизни, чудо любви и дружбы… Все это слишком  доступно, слишком даром, и поэтому мы иногда так мало это ценим.

Но  и простое желание расширять кругозор  даровано нам Богом. А паломничества к местам явлений? Они вдохновляют людей, - и  это прекрасно.  Но странно, если при этом мы не замечаем Христа, приходящего к нам в Евхаристии каждый день. В маленькой хостии Он так доступен – но это делает чудо еще более великим и непостижимым.  И это чудо гораздо большее, чем все чудеса и явления вместе взятые. Но что здесь особенно чудесно? Что нас восхищает? Способность  Иисуса "превращаться"?  Но мы все равно этого не видим. Евхаристия- это чудо, открытое только глазам веры, поэтому и причащают только крещенных. 

Но прежде всего Евхаристия – это чудо любви и смирения. Иисус как раз отказывается от Своего могущества ради нас, становится  пищей… Он приходит, чтобы войти в нашу плоть и кровь, в нашу жизнь.  И наверное, самое грустное, если мы поклоняемся Святым Дарам как величайшей святыне, но Иисус кажется нам все таким же далеким.  Попробуем поговорить с Ним как с кем-то очень близким, понимающим нас даже в тех мелочах, в которые не стал бы вникать никто другой. Подумаем, как же удивительно и прекрасно, что этот самый близкий – наш Бог.

Russian